Цзибэньгун шаолиньского ушу

Оригинал статьи находится на http://shaolin.nm.ru
статья скопирована с разрешения Клуба традиционного кунфу Шаолинь

Занятия начинаются с изучения основных позиций, движений и подготовки тела. Все это называется "Цзибэньгун" - базовая наработка. Она начинается с отработки форм шага (бусин), самая важная из которых - мабу (позиция лошади или всадника).

В Северном Шаолине традиционно считается, что ноги являются основой кулачного искусства, поэтому в практике ушу 70% тренировки посвящено ногам и только 30% рукам. Для начальной подготовки ученику необходимо освоить то, что называется "чжуан гун" ("стоять как столб"). В записях о шаолиньском боевом искусстве говорится: "Форма шага - все равно, что лошадь для всадника, шаг не установлен - руки не помогут, ноги не согласованы с телом - трудно владеть собой в бою, нельзя приблизиться к противнику, шаги беспорядочны - руки беспорядочны". "Мабу чжуан" - это стояние в позиции мабу. Существует много способов и секретов этого упражнения, позволяющих практиковать его весьма долго (до нескольких часов). Достигается это конечно, не столько благодаря физической тренировке, сколько способностью мобилизации внутренней энергии и умению направлять ее внутри тела (цигун). Надо сказать, что классическое исполнение позиции мабу трудно, так как имеет много требований, например:

Позиция гунбу - "шаг подобный натянутому луку". Передняя нога согнута под 90%, задняя выпрямлена, ступни направлены вперед. Эта форма шага употребляется преимущественно для атакующих движений и также имеет много требований, которые нужно соблюдать при выполнении.

Динцзыбу - позиция, напоминающая иероглиф "ding" (т). Одна нога носком упирается в землю, другая всей ступней прижата к земле, колени сжаты, спина прямая (вертикально), верхнее бедро параллельно земле.

Позиция сюйбу - опустошенный шаг. Одна нога согнута, на ней 90% веса, другая выставлена на полшага вперед, носком упирается в землю, голень вертикальна, тыльная сторона стопы вертикальна, бёдра сжаты.

Позиция пубу - шаг стелющегося вдоль земли. Употребляется для атак по нижнему уровню, подсечек, а также прекрасное упражнение для суставов ног. Одна нога полностью согнута в колене, голень прижата к бедру, колено развернуто наружу, вторая нога выпрямлена, обе ступни параллельны и прижаты к земле, корпус развернут к вытянутой ноге.

Бинбу - позиция "ноги вместе".

Чабу - скрестный шаг.

Статичная работа над стойками, должна укрепить не только физическую структуру тела, но и обеспечить энергетическую поддержку (юн ци) суставам, связкам и мышцам ног. Благодаря чжуангун тело и сознание обретают устойчивость и силу, необходимые для дальнейших тренировок. Поэтому говорят "Чжан чжуан - шаолинь угун чжи и" ("Столбовая работа - основа практики Шаолиньского боевого искусства"). Статичные позиции сами по себе не несут конкретной боевой нагрузки, но незаменимы для подготовки силы и выносливости. Они как фундамент и несущая конструкция дома - являются изначальным условием и необходимым основанием для создания последующей прочной технической структуры.

Методы перемещений

Для умения двигаться, необходимо освоить основные способы шагов. Основные типы шагов (бу фа):

  1. Шан бу - шаг вперед.
  2. Хоу бу (туй бу) - отступление назад.
  3. Цзянь бу - "шаг-стрела": ударный быстрый шаг вперед в гунбу, обычно сопровождается мощной атакой. Имеет несколько разновидностей в зависимости от стиля, но основной отличительной особенностью как шанбу так и цзяньбу является то, что ступни обеих ног направлены вперед для обеспечения быстрого продвижения и смены атакующих позиций (здесь сказывается пристрастие шаолиньской техники к быстрым стремительным атакам по фронтальной линии, причем даже скорее к набору атак).
  4. Тяо бу - прыжковый шаг.
  5. Дянь бу - прыжковый шаг, как и тяобу, но с другой постановкой ног.
  6. Фэй бу - летящий (взлетающий) шаг: стремительный прыжковый шаг с подтягиванием ног.
  7. Тоу бу - "шаг вора", "шаг украдкой": шаг с перекрещиванием ног.

Нужно отметить, что трудно дать полное описание позиций, шагов и способов передвижений, так как вариантов их сотни, и зависят они от стиля или мастера. Даже внутри самой шаолиньской традиции зачастую встречаются совершенно разные толкования. Поэтому данное описание - лишь один из наиболее часто встречающихся вариантов. Такая картина позиций характерна почти для всех стилей, но в каждом конкретном случае существуют свои разновидности, присущие данному стилю. Например, позиций "динбу" насчитывается больше 5-ти и т.д. Позиция же "мабу" для начинающих называется "сыпин мабу" ("ровная"), и существенно отличается от продвинутой позиции "юань мабу" ("округлая").

Прочая базовая наработка

В основу базовой работы также входит изучение основных движений рук, ног, координация "6 соединений" (ступни-ладони, колени-локти, плечи-бедра), а также работа тела, головы и глаз.

Руки

В технике рук различают шоу син - "формы кистей рук", и шоу юн - "использование рук". Основные формы, употребляющиеся для защиты и нанесения ударов это - кулак (цюань; используются: передняя часть, тыльная сторона, основание кулака, внутренний край кулака, выставленные костяшки пальцев), ладонь (чжан), крюк (гоу) - пять пальцев собранные вместе, запястье согнуто под острым углом, бацзы чжан (ладонь черепицы) - свернутая форма ладони, "лапа тигра" (ху чжао), "пальцы наподобии цветка" - пальцы раскрыты, а ладонь свернута.

Использование рук (способы):

Кулак (цюань фа): чун цюань - прямой удар (существует около 10 разновидностей); ян цюань - удар кулаком вверх, рука согнута в локте 90 градусов; инь цюань - удар вниз; цза цюань - разбивающий удар сверху вниз (существует несколько видов); фэй цюань - летящий кулак, боковой удар; хэ цюань - соединяющий кулак,охватывающий удар обеими кулаками вперед горизонтально; фаньбэй - удар обратной стороной кулака; даньбянь - удар-плеть, основанием обеих кулаков в стороны; пи цюань - рубящий удар сверху-вниз; а также цзя - подпирающее движение, гэ - блокирующее движение, цзай - всаживающее движение, цзуань - буравящее движение, кунь - круговое движение, ляо - поднимающиее движение, бо - отводящее движение и т.д.

Ладонь (чжан): пи чжан - вертикальный рубящий удар; туй чжан - толчок ладонью вперед; цян шоу - "рука-копье", протыкающий удар пальцами вперед; це чжан - режущий удар с поворотом кисти вокруг своей оси; фаньбэй чжан - удар обратной стороной кисти; ань чжан - давящая ладонь; цзя - подпирание вверх; ляо чжан - блокирующее или атакующее движение по круговой траектории снизу вверх.

Локти (чжоу): дин чжоу - укол локтем; пань чжоу - круговой удар вперед внешней стороной основания предплечья; хоу дин чжоу - удар назад; шан чжоу - удар вверх. Надо отметить, что полное количество ударов и приемов с использованием локтя - свыше 100.

Существуют также удары тигриной лапой, когтем дракона, удары и захваты запястьем "гоу", удары пальцами, но трудно дать их общее описание, т.к. использование зависит здесь от стилевых особенностей.

Ноги: тань туй - прямой пинающий удар ногой вперед; дэн туй - толкающий удар; чжэн ти туй - прямой удар-мах вперед; ли хэ туй - удар снаружи вовнутрь; вай бай туй - удар стопой изнутри наружу; дао гоу - "перевернутый крюк" - круговой удар назад; цэ чуай - лягающий боковой удар; ляо туй -"поднимающая нога"; сао туй - "сметающая нога", различают: цянь сао - передняя подсечка, хоу сао - задняя подсечка и ли сао - подсечка внутрь.

Удары ногами в прыжках: эрцицзяо - удар в прыжке с подтягиванием одной ноги к груди, вторая делает тань туй; сюань фэн цзяо - "стопа-вихрь" - удар с поворотом на 360 градусов; вай бай лянь - "раскрывающийся лотос" - раскрывающий удар с разворотом; пань лун кун - "дракон сворачивается в воздухе" - боковой удар.

Кроме этих основных ударов наиболее часто встречаются также движения: чань - удар заступом, цай цзяо - удар вперед, хоу дэн - толчок назад, фэй цзяо - прыжок с ударом вперед, шуан фэй - прыжок с ударом обеими ногами, ца - трущее движение, ба цзяо - подсекающее движение ногой, гуа - висячий удар ногой, чжан ти - удар крюком снизу и т.д.

Кроме того, каждый стиль имеет свои разновидности исполнения движений. Отдельные движения и удары обретают оформленность в "приемах", "формах" из которых состоят "таолу" (осн. техники, комплексы) - то, что характеризует понятие "стиля", в них (таолу) и содержится основа техники, так сказать, её квинтесенция - "цюань фа".

Хостинг от uCoz