Шаолиньское ушу - это традиционное название искусства рукопашного боя и способоввладения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь,что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр -Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за егопределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам оно ведетсвое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском егоимя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть простоДамо). Он прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке и будучи не понятымудалился в этот монастырь где и просидел девять лет в пещере лицом к стене (этапещера до сих пор существует и служит одним из объектов посещения для туристов).Когда он, наконец, решил подняться, то оказалось, что его ноги потеряли двигательнуюспособность. Однако используя особый комплекс упражнений Дамо восстановил ихактивность, и предписал монахам в будущем сочетать практику молчаливогосозерцания с физическими упражнениями. От него монахи, якобы, и изучили первыйкомплекс шаолиньского ушу - "18 рук архатов" (архат - последователь Будды,достигший последней, четвертой ступени святости на пути к нирване и полностьюосвободившийся от земных желаний). Реальных свидетельств того, что Дамопреподавал ушу, не имеется, однако историческим фактом является то, что впредписанные им монахам "4 деяния" входило и "воздаяние за зло". Другой популярной легендой о Шаолиньском монастыре является история о том, как 13монахов спасли императора. Дело было в VII веке, когда Ли Шиминь - второйимператор династии Тан - спасаясь от мятежника Ван Шичуня упал в протекавшуюнеподалеку от монастыря реку и был спасен монахами. Тринадцать монахов решилизащитить императора, и монашеский отряд разгрромив мятежников взял Ван Шичуня вплен. Вернувшись на трон Ли Шиминь не забыл услуги, пожаловал монастырю землю(около 250 га), разрешил монахам пить вино и есть мясо, а самому монстырю былопозволено содержать особые монашеские войска. P ALIGN=justify>Еще одна легенда гласит, что при династии Северная Сун настоятель Фуцзюй пригласил вШаолинь 18 мастеров, которые обогатили шаолиньское боевое искусство. С той поры в набор классическихшаолиньских комплексов входят хунцюань (кулак Хуна), тунбицюань (кулак рук Туна)и т.п. Однако первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньскоммонастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления вКитае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имениЦзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью - постичь тайны искусствашаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников он пришел квыводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о котором говорятлегенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на поиски. В Ланьчжоу онпомог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о цели странствий ЦзюэюаняЛи Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица Китая) есть человек по имени БайЮнфэн, который знает тайные шаолиньские традиции. Вместе с сыном Ли Соу(позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай Юнфэном все четверо вернулисьв монастырь. Там они много лет перерабатывали имеющиеся техники, привнося всеказавшееся рациональным и разумным. Так на основе "18 рук архатов" Цзюэюаньсоздал комплекс "72 руки" (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс"72 приема Цзюэюаня"), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн жеразработал систему "кулака пяти составляющих",которую впоследствии стали соотносить с пятью животными - тигром, леопардом, драконом, змеей и журавлем. Тогда же, при правлении монголов шаолиньский настоятель Фуюй открытил пять филиалов Шаолиня- в Монголии (составлявшей в тот момент единое государство с Китаем), на гореПаньшань в провинции Хэбэй, в городах Чанъань (нынешний Сиань), Лоян и Тайюань. Специальные монахипосылались из Суншаньского Шаолиня в филиалы, причем не только для проповедей, но и для преподаванияшаолиньского боевого искусства. Еще одно деяние Фуюя - он установил 70 иероглифов, которые используются для именновых поколений монахов, то есть все ученики Фуюя имели имя, начинающееся с "Хуэй", следующее поколение - имена,начинающиеся с "Чжи" и т.д. Эта традиция продолжается до сих пор. Значимым для истории монастыря является XVI век. В это времяпобережье Китая терроризировали пираты-вако (базировались они на островах Рюкю, в основном там были японцы, однако встречалось и много китайцев).Когда на борьбу с вако отправились войска под командованием великогополководца Ци Цзигуана, из Шаолиня тоже вышли отряды монашеского воинства.Больше всех в тот период прославился монах Юэкун. Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. 20-е годы нашего века вошли висторию Китая под названием "правление милитаристов", когда каждый, кто имел хотькакую-нибудь военную силу (от группы армий до батальона) объявлял себяполновластным властелином какой-либо территории (от нескольких провинций доодной деревни). Все они вели сложную военно-политическую борьбу за увеличениесвоих владений, и в перспективе - за контроль над всем Китаем, то объединяясь вклики, то вновь нарушая договоры и союзы. В 1928 году место, где находитсямонастырь, стало полем боя, и монастырь был уничтожен страшнейшим пожаром завсю его многовековую историю. Согласно хроникам, огонь бушевал 40 дней, монастырьвыгорел почти дотла. Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть вернулась вмир. Некоторые пошли в армии к милитаристам, где благодаря своему знанию боевыхискусств быстро выбивались на команлные посты, в годы Второй мировой войныприходилось монахам воевать и в партизанских отрядах. Наверное самуюголовокружительную карьеру сделал Сюй Шию (монашеское имя Юнян), которыйвступив в компартию дослужился до должности командующего Гуанчжоуским военнымокругом и был одним из сподвижников Мао Цзэдуна. Монастырь так и находился в руинах до 1970 года, когда о своем намерении посетитьзнаменитый храм заявил японец Со Досин, объявивший себя преемником шаолиньскойтрадиции, якобы переданной ему в годы войны в Китае каким-то из монахов (история,честно говоря, очень и очень сомнительная, но по политическим соображениям в Китаеобычно предпочитают называть то, чем занимаются в "Японском союзе сериндзикэмпо", японским вариантом шаолиньского ушу). Тогда правительство срочновыделило крупную сумму на восстановление монастыря и собрало уцелевших монахов(точнее тех, кто захотел вернуться в монастырь). В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является прежде всего крупнымтуристским центром. Вокруг него кормится большое количество школ ушу, никакогоотношения к монастырю не имеющих. Обычно они делают деньги на доверчивыхиностранцах, которые всерьез готовы выкладывать по 20$ в день за то, чтобы последвухнедельных тренировок получить сертификат о том, что они "изучали настоящеешаолиньское ушу". Одним из самых известных заведений такого рода являетсяМеждународная академия шаолиньского ушу. Возглавляет ее Ван Чанцин (обычнопредпочитающий подписываться монашеским именем Дэцянь), который в свое времянесколько лет изучал в Шаолине традиционную медицину (не ушу!!!), после чего начализдавать от своего имени содержимое шаолиньских архивов, даже не позаботившисьхоть чуть-чуть упорядочить разнородные тексты и придать им подобие хоть какой-тосистемы. Есть рядом с монастырем испортивный институт шаолиньского ушу, выпускники которого разъезжают вмонашеских одеждах по всему миру, давая показательные выступления. В этих условияхмногие истинные мастера покидают монастырь, предпочитая открывать своисобственные институты шаолиньского ушу в других городах и даже других провинцияхКНР (так например, преемник Дэгэня - хранителя традиции стиля шаолиньлоханьцюань (шаолиньский кулак архатов) - открыл свой институт в Кайфэне, в самомШаолине же в настоящее время этим одним из классических монастырских стилей невладеет никто). Уже много лет остро стоит проблеманастоятеля, который, согласно традиции, должен и ушу хорошо владеть, и в буддизмеразбираться. Уже давно такого не находится. Основными представителями шаолиньского боевого искусства в XX веке были Чжэньсюй, Мяосин и Дэгэнь. Учеником Чжэньсюя был Суси, но в годы Культурной революции хунвэйбины сломали ему ноги, и он после этого не мог кого-либо обучать боевым искусствам сам. Все те, кто объявляет себя учениками Суси, на самом деле изучали ушу у других людей, а Суси был лишь их формальным учителем. Единственным преподающим из ныне живущих учеников Чжэньсюя является Яньшоу (Фу Цзыцянь). Официальным преемником Дэгэня является Юнвэнь (Ши Сивэнь). Учеником Дэгэня был Суфа (Сюй Чжифа), но он уже стар и не преподает, живет где-то в провинции Шаньдун. Известные его ученики преподают лишь спортивное ушу..l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l
.l